Машиностроительный комплекс России. Справочные сведения

Машиностроительный комплекс является одним из ведущих промышленных комплексов российской экономики. Можно утверждать, что от уровня развития машиностроения зависит промышленный потенциал государства, его конкурентоспособность на внешних рынках, уровень социального развития государства. Общеизвестно, что вектор и уровень развития любого промышленного комплекса, а тем более такого капиталоемкого, энергоемкого, ресурсоемкого, как машиностроительный комплекс, во многом зависит от наличия и грамотной реализации инвестиционной политики. Несмотря на наличие многочисленных теоретических и практических разработок на сегодняшний день отсутствует единая проработанная на государственном уровне и поддерживаемая машиностроительными предприятиями и комплексами инвестиционная политика. Разработка единой инвестиционной политики в сфере машиностроения -необходимая стратегическая цель как для государства в целом, так и для всей совокупности машиностроительных предприятий и комплексов различных форм собственности - и государственной, и акционерной, и частной, также для активно действующих и потенциальных инвесторов инвестиционных фондов, банков, кредитных учреждений, иностранных инвесторов и т. Но и при отсутствии единой согласованной инвестиционной политики на макроуровне машиностроительные предприятия и комплексы не должны занимать пассивную позицию в отношении разработки инвестиционной политики на микроуровне, поскольку наличие инвестиционной политики предприятия прежде всего отвечает интересам его собственников, помогает улучшить качество управления предприятием, упорядочить информацию, распределить финансовые потоки, правильно выбрать направления инвестиционных вложений. Актуальность темы определяет цедъ исследования. Целью работы является решение научной проблемы развития машиностроительного комплекса посредством формирования рациональной инвестиционной политики, предполагающей выстраивание приоритетности инвестиционных проектов, реализуемых в нем.

Развитие машиностроительного комплекса России

Скачать Часть 5 Библиографическое описание: Савченко В. Другими словами, развитие машиностроения страны положительно сказывается на многих параллельных отраслях народного хозяйства страны. Развитая отрасль машиностроения является на сегодня залогом успешной и прибыльной внешнеторговой деятельности, более того, ведущие позиции в обеспечении экономического роста любой страны и повышения международной торговой конкурентоспособности возлагаются именно на машиностроительный комплекс, поскольку ее развитие улучшает и другие экономические показатели.

К примеру, в России удельный вес занятых в обрабатывающих отраслях в г.

Автором проведен анализ инвестиционных задач в машиностроении и особенностей инвестирования в машиностроительный комплекс России.

К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу"натурального хозяйства", полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция — опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась" утяжеленностью", и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале х в обвальное падение.

Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение, а спрос на продукцию инвестиционного машиностроения снизился в раза.

Одним из обобщающих показателей эффективности производства является уровень использования производственных мощностей. Одновременно с этим он характеризует потенциальные возможности роста выпуска продукции. Это связано с сокращением выпуска большинства видов продукции вследствие отсутствия заказов.

Модель инвестиционного развития России и его государственное регулирование. Состояние машиностроительного комплекса, его.

Отдельные предприятия отрасли приостановили реализацию инвестиционных программ. В большинстве случаев такой шаг обрекает предприятие на долгий период адаптации и восстановления прежних мощностей. Так как основными потребителями продукции предприятий машиностроения Свердловской области выступают добывающие предприятия, то это говорит о росте добычи и экспорта нефти, который не сопровождается соответствующим развитием геологоразведки, бурения и обновлением установленного оборудования.

Экономическое состояние заводов разное, проблемы у большинства общие. Это изношенность станочного парка, особенно металлорежущего, дефицит капитальных средств на реконструкцию, отсутствие инвестиций [5]. Но вместе с тем, на предприятиях машиностроения Свердловской области идет активное обновление производства. Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий и заемные средства, полученные через финансово-кредитные учреждения.

Причиной недостаточной привлекательности инвестиционных проектов предприятий машиностроения области для крупных инвесторов являются длительные сроки окупаемости вложений. Отсюда низкая рентабельность и высокий инвестиционный риск, отсутствие у предприятий машиностроения достойных, полноценных, грамотных инвестиционных проектов для крупных инвесторов. Эту проблему может решить создание венчурного фонда. Пока венчурное финансирование инвестиционных проектов в области практически отсутствует. Возвращаясь к анализу развития машиностроения Оренбургской области, важно выделить основные проблемы: Техническая и технологическая отсталость предприятий отрасли.

В отрасли остается высокий моральный и физический износ основных фондов, особенно их активной части.

Устойчивое развитие машиностроительного комплекса в конкурентной среде

Абалкин Л. Азрилияна — М.: Изд-во ин-та новой экономики, Нагоев А. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений:

Концепция развития машиностроительного комплекса Белгородской области (далее цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций. энергетического и оборонно-промышленного комплексов России.

Это, в свою очередь, обусловлено интенсивным увеличением инвестиционной активности со стороны юридических лиц и объемов потребительского спроса в части высокотехнологичных товаров вследствие восстановления экономической конъюнктуры после мирового экономического кризиса - гг. Вместе с тем на машиностроительный комплекс оказывает влияние ряд негативных общесистемных факторов, ограничивающих его развитие, к которым в том числе относятся технологическая отсталость отдельных производств, высокая материало- и энергоемкость производства, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов в том числе на НИОКР , зависимость от поставок импортных комплектующих, зависимость экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры.

Так, на реализацию указанных механизмов по итогам года без учета расходов на реализацию ФЦП"Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на - годы" из федерального бюджета было направлено более млрд. Кроме того, повышение конкурентоспособности продукции российского производства по отношению к импортным аналогам в совокупности с реализацией механизмов государственного регулирования рынка высокотехнологичных товаров, в том числе в части стимулирования спроса, приведет в конечном итоге к интенсификации процессов импортозамещения на внутреннем рынке по отдельным продуктовым сегментам.

В период - гг. При этом данная динамика является оценкой развития машиностроительного комплекса относительно общесистемных факторов, которая может быть уточнена на этапах реализации программных документов развития соответствующих секторов промышленности. Таким образом, предполагается, что производство продукции машиностроительного комплекса в году относительно уровня года увеличится более чем в 3,2 раза.

Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли

Итак, согласно действующему законодательству Российской Федерации инвестиционная деятельность на территории нашей страны может финансироваться за счет: Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования или инвестиционной деятельности, то есть совокупности практических действий по реализации финансовых и нефинансовых вложений как в денежный, так и в реальный капитал в ту или иную хозяйственную систему экономику страны, региона, предприятия.

Большинство экономистов одинаково трактуют содержание данного понятия, но при конкретизации его структуры, методик оценки мнения ученых расходятся. Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.

Машиностроительный комплекс Российской Федерации является важнейшей . процветающие предприятия свернуть инвестиционные программы или.

Машиностроение — важнейшая отрасль промышленности, способная обеспечить устойчивое инновационное развитие предприятий народного хозяйства страны. На современном этапе отрасли российского машиностроения нуждаются в модернизации и инновациях. Недостаток инвестиций, устаревшие основные производственные фонды, высокая конкуренция на отечественном и мировом рынках, дефицит квалифицированного персонала снижают возможности развития предприятий машиностроения.

В статье рассматриваются аспекты устойчивости развития машиностроительного комплекса. Дается оценка состояния машиностроительного комплекса России в последние годы. , . , , . - . - о . Ключевые слова: Статья подготовлена в соответствии с Программой ФНИ государственных академий наук на гг.

инвестиции в машиностроительный комплекс РТ в 2011 году выросли в 1,5 раза - до 11 млрд. рублей

Проблема развития машиностроительного комплекса на современном этапе трансформируется из экономической плоскости в политическую, где роль государства является решающим фактором. Возникает необходимость в создании комплексной государственной инвестиционной политики, которая будет стимулировать рост национального хозяйства в целом и машиностроительной отрасли в частности. Ключевые слова: Цитировать публикацию: Галоян С.

Машиностроительный комплекс России. Справочные сведения существенный рост инвестиционного спроса;; продолжение процессов.

Назначение Концепции Концепция развития машиностроительного комплекса Белгородской области далее - Концепция является инструментом региональной промышленной политики, направленной на развитие машиностроительного комплекса области. Реализация Концепции в рамках государственно-частного партнерства обеспечивает единый, согласованный подход к разработке областных целевых программ развития машиностроительного комплекса органами государственной власти области, общественными организациями, предприятиями машиностроительного комплекса, образовательными учреждениями, а также иными заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Состояние машиностроительного комплекса области 2. Роль машиностроительного комплекса в социально-экономическом развитии области Роль машиностроения определяется, прежде всего, тем, что оно тесно взаимосвязано с ведущими отраслями экономики, обеспечивает их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка и является основой развития технологического ядра промышленности.

Отрасль, являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, содействует развитию этих и других смежных с ними отраслей. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового регионального продукта материалоемкость, энергоемкость и т.

Машиностроительный комплекс области объединяет более крупных, средних и малых предприятий, что составляет около 30 процентов от числа предприятий, занятых в промышленным производстве области. Численность работников в данном секторе составляет около 35 тыс. Предприятиями машиностроительного комплекса выпускаются трубопроводы высокого и низкого давления, сильфонные компенсаторы, горнорудное оборудование и запасные части, котельное оборудование, хлебопекарное оборудование, автотракторное электрооборудование, сельскохозяйственные машины и оборудование, железнодорожные и автомобильные цистерны, стальные конструкции круглого и квадратного сечения, металлорежущий инструмент и другое.

В настоящее время машиностроительный комплекс области представляет собой совокупность видов экономических деятельности обрабатывающих производств, а также интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли. Он включает такие виды деятельности, как производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, удельный вес которых в общем объеме отгруженной промышленной продукции за год составил 54,4 процента; 28,3 процента, 15,3 процента и 2 процента соответственно.

Машиностроительный комплекс России

Инвестиционная привлекательность отраслей промышленного комплекса региона Рис. Инвестиционной привлекательности отраслей промышленного комплекса Однако стимулировать развитие данной отрасли нужно за счет законодательных инициатив, благоприятствующих потоку внешних инвестиций. Кроме того, если перед отраслью открываются перспективы привлечения иностранных инвестиций или заключения долгосрочных контрактов со стратегическими инвесторами, руководство области обязательно должно обозначить свой интерес, тем самым подстегнув инвесторов к капитальным вложениям [5].

Что же касается современного состояния инвестиционной политики в машиностроительном комплексе, то, к сожалению, в регионе отсутствует стратегическая программа развития данного комплекса, а соответственно, нет и отдельной инвестиционной программы. В рамках же действующей программы социально-экономического развития региона в части машиностроительного комплекса предусмотрены лишь отдельные мероприятия. Из чего можно сделать вывод, что на сегодня в регионе в отношении машиностроительного комплекса отсутствует целенаправленно проводимая инвестиционная политика.

Стимулирование инвестиционного процесса в машиностроении .. Машиностроительный комплекс Республики Татарстан на протяжении многих Концепцией развития машиностроения Российской Федерации.

Отметим, что вложения в реальные активы основной капитал машиностроительных производств, выпускающих ликвидную продукцию, весьма капиталоемки. Поэтому мелким и средним инвесторам целесообразно ориентироваться на производственные ниши, связанные с материально-техническим обеспечением головных сборочных производств, главным образом с выпуском соответствующих комплектующих узлов и изделий.

Дефицит и неритмичность поставок таких предприятий постоянно лихорадит сборку, а низкий технический уровень изделий препятствует активному продвижению их на мировой рынок. Оценка минимального объема инвестиций в сервисные, ремонтные и вспомогательные околомашиностроительные службы варьирует в границах млн рублей. Однако в случае экономии на уже готовой пассивной части основных фондов здания, сооружения, инфраструктура эта сумма может быть уменьшена как минимум в 2 раза.

Приблизительные расчеты показывают, что срок окупаемости проектов, связанных с производством малогабаритной техники малогабаритные краны, универсальные погрузчики, асфальтосмесительные установки для небольших строительных фирм, составляет около одного года. При этом гарантируется надежность вложений: Срок отдачи вложений в ремонтный сервис еще короче, в особенности в тех случаях, когда сервис ориентирован на обслуживание производства продукции инфляционного спроса.

Например, инвестиция в штамповку нестандартных форм скажем, деталей кузова для автомобилей иномарок способом дуалпрессостнастки окупается, по расчетам экспертов, за месяцев. Именно так организовано производство в центре американского автомобилестроения в Детройте. Настоятельная потребность в кооперационном сотрудничестве существует сегодня и в отечественном машиностроении. Об этом свидетельствуют, в частности, активно налаживаемые КамАЗом связи с оборонным машиностроением, на базе свободных производственных ресурсов которого намечается развернуть выпуск комплектующих узлов и современных материалов для автомобилестроения.

Перспективными с позиций текущей конъюнктуры могут быть инвестиции в машиностроительные сектора, имеющие госзаказ. Это прежде всего отдельные подотрасли тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, а также машиностроительные импортозамещающие производства, восполняющие дефицит машин и оборудования на внутреннем рынке после обособления бывших союзных республик.

День машиностроителя в России

Эта компания занимается разработкой и производством систем противовоздушной и противоракетной обороны. Авиастроение В состав авиационной промышленности Российской Федерации входят предприятий, в которых работает около тыс. Общий оборот этих компаний в году составил чуть более млрд. В году было выпущено 39 гражданских авиалайнеров.

Больше всего в России производится самолетов , в году их было изготовлено 31 шт.

Значимость машиностроительного комплекса (МСК) для современного комплекса и, в первую очередь, его наукоёмких, инвестиционных отраслей.

Справочные сведения Машиностроение и металлообработка включают такие крупные подотрасли, как энергетическое, электротехническое, автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительную и инструментальную промышленность и др. Отрасль определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, обеспечивает функционирование ведущих отраслей экономики — топливно-энергетического комплекса , транспорта и связи, агропромышленного комплекса, оборонных отраслей, строительства, а также наполнение потребительского рынка.

Машиностроение — основа технического оснащения всех отраслей промышленности и показатель развития экономики страны. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны материалоемкость, энергоемкость и др. В СССР машиностроение занимало 1-е место в промышленности по объёму выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях. С г. Медленное формирование новой законодательной базы, переход к свободным рыночным ценам, отказ от действующей в СССР системы заказов, разрыв кооперационных связей между бывшими республиками СССР и социалистическими странами, входившими ранее в Совет экономической взаимопомощи, сдерживали развитие машиностроения.

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности. Видеоурок по географии